Прошло немало времени с момента выхода предыдущей статьи, работы было сделано много, есть что показать и рассказать.
Итак, в третьей статье о работе над моделями троллейбусов я расскажу, как делал колеса (покрышки и диски),
механизм открывания дверей, задние мосты, поворачивающиеся передние колеса, днища троллейбусов и задние внешние стороны.
Покрышки. Для меня это, наверно, был самый тяжелый этап, но не в плане сложной работы, а из-за необходимого количества в 20 штук. То есть одну и ту же работу нужно было проделывать много раз.
Моя технология изготовления такова: сначала вырезаю картонные круги, в них по центру отверстие, далее полоску как показано на рисунке (с такими, можно сказать, зубцами), затем этими
зубцами по краю картонных кругов приклеиваю полоски. Половина заготовки сделана. Далее точно также приклеиваю второй картонный кружок. Получается уже нечто очень похожее на колесо, но пока
очень грубое (фото 1).
В реальности такие колеса разве что у дорожного катка, поэтому нам нужно достигнуть эффекта "надутости". Его я получил при помощи пластилина. Как известно, пластилин достаточно хрупок и
со временем оставляет жирные пятна. Чтобы этого избежать, я его покрывал клеем (в моем случае клеем "Титан"). Далее все внешние линии зарисовал черным маркером (фото 2).
После этого наложил на колесо предварительно распечатанную и вырезанную текстуру колеса (в том числе и протектора). Так как я предварительно закрасил границы колеса маркером, то, скажем так,
обезопасил себя от возможной погрешности, и место стыка внешней текстурки колеса и протектора практически не видно (фото 3).
Идею таких покрышек я выдумал сам. Знаю, она не идеальна, но опробована на трех моделях, ими доволен. Перейти на другую технологию пока не хватает смелости.
Диски (особенно передние) – это моя гордость. Получились, на мой взгляд, очень реалистичные. Делались они следующим образом: так как колес у нас много,
их я сложил "башенкой" и просунул в получившееся сквозное отверстие картонку, картонка загнулась кругом, стык я залил клеем. На рисунке, думаю, мои слова будут более понятны (фото 4).
Получилась большая трубка. Далее я разметил ее по требуемым размерам: впереди одинарные колеса, соответственно отрезать нужно поменьше, сзади сдвоенные колеса – побольше.
Вырезал и приклеил по нехитрым расчетам окантовку каждого диска и тыльную часть (фото 5).
Заготовки передних дисков я залепил полностью пластилином, срезал его под уровень окантовки, затем вылепил сам рельеф диска, после чего покрасил черной краской из баллончика.
Для задних колес я точно также вылепил редукторы (кажется, так они называются), нанес детали в виде болтов и тоже покрасил краской (фото 6).
Ну а теперь, наверное, самая любопытная часть – механизм открывания дверей. Разрабатывал и тестировал его достаточно долго. В самом начале даже шел по ложному пути в виде такой конструкции (фото 7):
Такая идея не принесла никаких результатов, поэтому пришлось сразу от нее отказаться. Была попытка применить и другие методы, развивая и дорабатывая которые я разработал для своих
моделей нужный механизм. Вот его фото (8):
Основная часть – это шестивольтовый мотор, к нему приклеена шпилька с резьбой и гайкой (в моем случае шпилька взята из усилителей ТВ-сигналов), но думаю, походив по рынку, можно найти и
обычный длинный болт с гайкой. К гайке на суперклей посажена жестяная прокладка (будем называть ее так). Схематично это выглядит так (фото 9):
Через отверстие 3 проходит направляющая, которая не дает гайке крутиться вокруг своей оси, но позволяет ездить вперед–назад. Из отверстия 1 в отверстие 2 проходит не сильно натянутая
тонкая проволока. За нее и цепляются двери. Такая система сделана для того, чтобы шло равномерное давление на гайку, и она не застревала при движении.
На рисунке 10 показано, как крепятся двери к мотору. В прошлой статье, как мы помним, на дверях были сделаны снизу зацепы, за которые я привязал тросики, далее они при помощи блоковой системы
(барабаны взяты от старых аудиокассет) изгибаются под острым углом и цепляются за проволочку на гайке. Возникает вопрос: "А как мотор сам остановится, когда двери будут или открытыми, или
закрытыми". Во-первых, это пока только в теории, моторы будут открывать и закрывать двери от двух кнопок - "открыть" и "закрыть" соответственно. Эти кнопки работают по следующему принципу:
пока жмешь – ток идет, отпустил - ток не идет (не знаю просто, как они называются). Во-вторых, когда двери открыты полностью, им просто некуда двигаться, трос натягивается и стопорит мотор,
ну а мы тем временем отпускаем кнопку. А вот на закрытии человеческий фактор очень важен, когда дверь полностью закрыта, на шпильке остается достаточное расстояние, чтобы мы успели отпустить
кнопку, поэтому рекомендую подбирать шпильку подлиннее.
Пульт управления этим "добром" пока не сделан, это в теории, к следующей статье, думаю, уже смогу рассказать и о нем.
А теперь о передних поворачивающихся мостах. Сразу оговорюсь, что от этой функции я отказался по причине кое-какого просчета, но все равно расскажу, что к чему. В дело пошли: гвозди,
мебельные колпачки для прикрытия болтов, гелевые стержни, толстая проволока, немного ниток (фото 11).
Для начала я вдел гвоздь в мебельный колпачок, далее его поместил в кусочек гелевого стержня (гвоздь должен свободно в нем прокручиваться, на рисунке это показано цифрами 2,3).
Чтобы гвоздь не вывалился из стержня, на его острие наматывается нитка (4), пропитанная клеем. После этого еще один кусочек стержня приклеивается к колпачку, место 2 очень хорошо
заливается клеем. Заготовка готова, теперь ее можно поместить в диск. Как мы помним, диск полностью внутри залеплен пластилином, делаем по центру отверстие, которое позволит поместить
гвоздь со стерженьком, предварительно пропитанным клеем. После высыхания вдеваем проволоку 5, как показано на рисунке, проволоку приклеиваем к каркасу днища, после чего регулируем колесо
по высоте. Колесо готово. По такому принципу делаем противоположное, чтобы колеса поворачивались синхронно, к колпачку нужно прикрепить проволоку как показано на рисунке (6), чтобы она
соединила оба колеса (фото 12):
На примере автобуса это выглядит так (фото 13):
Теперь поговорим о задних мостах. О редукторах и задних дисках я рассказал выше. С тыльной стороны диска, ровно по центру вдел деревянную шпажку, на нее насадил пластилиновый редуктор,
чтобы он не болтался и колесо было жестким в расстояние между редуктором и диском поместил кусочки картона. Далее на шпажку продел 2 крепежа, которые будут держать мост на своем месте, и
аналогично собрал второе колесо (фото 14).
Так как в троллейбусном парке я не работаю, разглядеть "от и до", заглянуть в его "закрома" я не имею возможности, то мосты являются для меня белым пятном. Поэтому решил изготовить рессоры.
Склеил пирамидкой полоски картона, изогнул их проволокой и покрасил, потом приступил к дифференциалу. Его сделал также из пластилина, покрасил и присоединил к ТЭДу. На днище создал эффект
балок и ферм. (фото 15).
Ну и напоследок поговорим о задах, на них сейчас и остановилась работа. Сделаны они абсолютно по той же технологии, которая описывалась в одной из предыдущих статей, лишь только с одним
отличием – они с выгибом. Достигается он легко – достаточно положить клеящуюся заготовку на поверхность с подходящей кривизной и придавить (фото 16).
В заключении хочу попросить прощения перед читателями за столь долгий выход этой статьи и долгой работой над моделями. Далее расскажу о пульте управления, салоне и многом другом,
что будет сделано. Благодарю за внимание!