Наверное, нет ни одной трамвайной модели в мире, которая выпускалась столь долго и в таких объёмах.
Более 14 тысяч вагонов КТМ-5М3/71-605 сошло с конвейера за все годы ее производства.
В 1971 году по поручению Министерство коммунального хозяйства РСФСР, с целью повышения безопасности
пассажиров в случае пожара, был разработан вариант модернизации серийной модели КТМ-5М.
Усовершенствование заключалось в том, что вместо пластиковой обшивки на раму кузова стали навешивать
металлическую. Борта обшивались металлическими листами с гофрами, для снижения остаточных перенапряжений
в местах крепления листов к раме при движении крепление листов выполнили на заклепках. Крыша и торцевые
части вагона остались по-прежнему пластиковыми, изнутри борта стали обшивать древесно-волокнистыми плитами,
окрашеными белой эмалью. Дверь в кабину водителя переместили из центра салона к правому борту.
Лампы дневного света заменили на лампы накаливания, скомпоновав их в две световые линии. Тросовый дверной
привод заменили на цепной. С того же 1971 года началось серийное производство КТМ-5М3. Первые годы выпуск
новых вагонов был ограничен проводимой модернизацией КТМ-5М до КТМ-5М3, но, тем не менее, существовал
жесткий план по производству 500 новых вагонов в год.
В июле 1976 года, в связи с введением на заводе единого классификатора подвижного состава, модель получила
новое обозначение - 71-605, где 71 - код пассажирского трамвайного вагона, 6 - код завода УКВЗ,
05 - порядковый номер модели.
Поначалу качество новых вагонов оставляло желать лучшего, эксплуатирующие предприятия жаловались на
постоянные отказы, завод - на низкую квалификацию обслуживающего персонала, но к концу 70-х качество
все же удалось повысить. К тому времени КТМ-5М3 эксплуатировались в большинстве трамвайных систем СССР,
часто по системе многих единиц в составе двух- и даже трехвагонных поездов. Вагон считался надёжным и
не особенно прихотливым в обслуживании.
В ходе серийного производства ряд агрегатов был усовершенствован. С 1976 года на вагоны начали устанавливать
пантографы с измененной конструкцией верхних рам по типу установленных на вагоны 71-606. C 1981 года начат
выпуск вагонов без ручного привода механического стояночного тормоза. Функцию стояночного тормоза возложили
на механический колодочно-барабанный тормоз с приводом от соленойдов горизонтального типа. С августа 1985 года
вместо стандартного сцепного устройства типа «рукопожатие» стали устанавливать автосцепку, разработанную для
вагонов РВЗ-7. С мая 1986 года стали выпускать вагоны с измененной наружней оптикой: сзади вместо больших
сплошных сигнальных огней стали ставить по три раздельных с каждой стороны: поворотный сигнал, стоп-сигнал
и габаритный, спереди тоже добавили по еще одному габаритному сигналу с каждой стороны, боковые указатели
поворотов переместились с оконных стоек под линию окон. На ряде вагонов последних серий электромашинный
преобразователь (он же двигатель-генератор) заменили статическим тиристорным зарядным устройством.
В июне 1989 года завод начал выпуск "усовершенствованных" 71-605, добавив к индексу литер "А". Министерство
общего машиностроения к концу восьмидесятых стало проявлять беспокойство о том, что на заводе уж слишком
затянулось производство устаревшей модели. Чтобы отчитаться перед министерством, а заодно и повысить цены
на свою продукцию, УКВЗ просто «переобозначил» старую модель, внеся в конструкцию минимум необходимых
изменений. Хотя именно на 71-605А отрабатывались некоторые новации, предлагаемые для перспективной модели.
Первый вагон поступил в Прокопьевск.
В мае 1990 года появились первые четырехосные вагоны, рассчитанные для работы на колее 1435 мм.
Их выпускали для Ростова-на-Дону. Поскольку габариты ростовских трамвайных путей позволяли эксплуатировать
вагоны стандартной ширины 2500 мм, то городу были предложены все те же 71-605, но на тележках меньшей колеи.
Изменение колеи было реализовано за счет изменения места посадки бандажа на колесный центр. Модель получила
обозначение 71-605У.
В 1992 году производство КТМ-5М3 было свернуто в пользу новой модели 71-608.
Все фотографии 71-605, представленные на нашем сайте, Вы можете увидеть здесь.
Все фотографии 71-605А представлены в этой галерее.
Полную версию статьи Вы можете найти на сайте http://vagons.tramvaj.ru